Каждый потребитель должен осознавать свои права и знать, что существуют гарантии со стороны государства на то, что они будут соблюдены. Существуют инстанции, обеспечивающие защиту прав граждан: Роспотребнадзор, Отдел по защите прав потребителей. Нелишним будет ознакомиться с Гражданским Кодексом РФ и Законом «О правах потребителя».
Какими правами наделен потребитель
Потребитель – это лицо, осуществляющее приобретение товара или услуги. Чтобы избежать неприятностей во время сделки в виде некачественных товаров или ущемления прав, следует ознакомиться с перечнем прав:
- На получение качественных товаров. Продукт должен соответствовать назначению и обозначенным характеристикам.
- На безопасность. Продукт не должен наносить ущерб здоровью или угрожать жизни покупателя, оказывать негативное действие на окружающую среду или имущество.
- На получение информации. Перед осуществлением покупки покупатель имеет право ознакомиться со всеми интересующими характеристиками товара: марка, цена, наименование, фирма-производитель, функции. Все интересующие сведения должны быть донесены до потребителя доступным языком.
- На компенсацию. Если продавец нарушил выполнение обязательств, он обязан возместить покупателю ущерб, прописанный в законе или договоре купли-продажи. Если потребитель купил некачественный товар, он имеет право вернуть его продавцу, или обменять на аналогичный без дефекта.
- На защиту интересов в суде. Если продавец не возместил ущерб по претензии покупателя, или другим образом нарушил его права, потребитель имеет право отстоять свои права в суде.
Как вернуть деньги за некачественный товар, смотрите видео:
https://www.youtube.com/watch?v=klov35ZB0_w
В свою очередь покупателю вменяются некоторые обязанности:
- Произвести оплату и принять товар. При этом покупатель изучает свойства и качество товара, приобретая качественный продукт, а взамен отдает сумму, указанную продавцом.
- Внести доплату за товар, если при обмене производится замена на более дорогой продукт. Но если покупатель отказывается в приобретении вещи с доплатой, он может отказаться и вернуть свои деньги.
[stextbox id=»alert»]Одним из пунктов в списке прав потребителя прописан возврат купленного товара в магазин. Это условие является гарантией получения клиентом товара, удовлетворяющего его потребностям. [/stextbox]
Как производится процедура возврата, и в каких случаях продавец может отказать, описано дальше.
Сроки и условия возврата товара надлежащего качества в магазин
Возврат товара в магазин осуществляется по стандартной процедуре, если причины такого действия не противоречат законодательству. Для этого существует следующий порядок действий и условия.
В первую очередь оформляется письменное заявление с претензией на имя продавца. В тексте прописываются обстоятельства обнаружения дефекта с просьбой заменить товар или вернуть деньги (потребитель сам выбирает приемлемый для себя вариант), или субъективную причину, по которой клиент передумал приобретать продукт.
Заявление вместе с чеком, подтверждающим покупку, передается продавцу для рассмотрения. Образец претензии можно скачать бесплатно ниже. Если возврат состоялся, на товарном чеке ставится пометка о совершенной операции.
[stextbox id=»download»]Образец претензии на возврат товара.[/stextbox]
А сама процедура отражается в акте приема, где перечислены: наименование товара, стоимость, дата и причина возврата. Акт заполняется в двух экземплярах: один для покупателя, а второй остается в магазине.
Как вернуть некачественный товар
Закон РФ гарантирует защиту прав потребителя в ситуации с товаром ненадлежащего качества.
Если товар просроченный или некачественный, потребитель имеет право вернуть его продавцу, даже если на нем отсутствует упаковка, или после пробы осталась только его часть.
Если проблема обнаружена после покупки, предусматривается несколько вариантов возмещения ущерба:
- Замена на аналогичный товар надлежащего качества;
- Подбор варианта замены другой модели или производителя, с пересчетом стоимости;
- Снижение изначальной цены с возвратом клиенту разницы;
- Бесплатное устранение дефектов, или компенсация расходов на ремонт, если его производили третьи лица.
- Расторжение договора с полной компенсацией стоимости товара.

После подачи заявления продавцу отводится 7 дней на рассмотрение и удовлетворение претензии. Если для установления причины дефекта нужна экспертиза, срок увеличивается до 20 дней.
В случае отсутствия подходящей замены в данный момент, продавцу дается до 30 дней на удовлетворение запроса.
На ремонт или устранение недостатков отводится до 45 дней, но точный срок оговаривается между сторонами.
Если срок возмещения ущерба нарушен со стороны продавца, то он обязан выплатить покупателю неустойку в сумме 1% от стоимости товара за каждый день просрочки.
[stextbox id=»black»]Если в результате экспертизы оказывается, что дефект возник по вине покупателя, то все обязанности по возмещению ущерба с продавца снимаются.[/stextbox]
Можно ли вернуть товар надлежащего качества
Не только брак или плохое качество товара является основанием для возврата товара в магазин. Если оказалось, что купленная вещь не подходит покупателю по размеру, дизайну, комплектации, то в течение 14 дней он имеет полное право разорвать сделку купли-продажи.
Что касается золотых изделий, то их можно сдать обратно только в том случае, если на них выявлен брак, если же украшение соответствует требованиям по качеству, то возврат невозможен.
Для того, чтобы товар приняли обратно в магазин, он должен соответствовать таким требованиям:
- Сохранность пломб, этикеток, ярлыков;
- Целостность упаковки;
- Отсутствие следов использования, предпродажный внешний вид.
Все знают, что для возврата товара в магазин, нужно предъявить товарный чек, подтверждающий покупку. На самом деле, продавец обязан сделать возврат, если покупатель докажет с помощью свидетелей, что покупка производилась в этом магазине. Если факт купли никто не подтвердит, то, скорее всего, возместить ущерб не удастся.
[stextbox id=»warning»]Продавец имеет право отказать в возврате, предложив обмен, если может удовлетворить требованиям, описанным покупателем в заявлении с претензией. Если же в наличии нет товара с нужными характеристиками, возмещается полная стоимость покупки.[/stextbox]
Какие группы товаров не подлежат возврату
Существует ряд товаров, которые нельзя вернуть продавцу, если они соответствуют качеству. Перечень определен законодательством и включает такие пункты:
- Средства личной гигиены;
- Лекарственные препараты;
- Косметика и парфюмерия;
- Бытовая химия, химикаты, пестициды;
- Продукция из пищевого пластика;
- Трикотаж;
- Материалы, отпускаемые по метражу;
- Автотовары;
- Животные и растения;
- Изделия из драгоценных металлов;
- Бытовая мебель;
- Оружие;
Как правильно составить претензию о возврате некачественного товара, смотрите видео:
https://www.youtube.com/watch?v=g_tZGQloZj0
Можно ли вернуть товар, купленный на рынке
На рынках зачастую нет кассовых аппаратов, и естественно, что товар отпускается без товарного чека. А поскольку по закону чек – весомое основание для возврата товара, то возникает вопрос, как быть, если товар, купленный на рынке, не подошел по каким-либо причинам. Но правила возврата товара действуют и тут.
Оказывается, что любую покупку можно вернуть и без чека. Возможно, что для возврата достаточно поговорить с реализатором, и разойтись мирно.
[stextbox id=»info»]Если этого не случилось, можно обратиться к администрации рынка, взяв с собой паспорт и товар с бирками и этикетками. Желательно, чтобы факт покупки подтвердили свидетели, наблюдавшие продажу.[/stextbox]
Права и обязанности продавца
В контексте данной темы понятие «продавец» означает не конкретного человека, а организацию, осуществляющую торговую деятельность.
Список обязанностей продавца обеспечивает безопасность покупок, информированность покупателей, и защиту его прав. Он включает такие пункты:
- Обеспечить покупателю качественный товар с полной комплектацией;
- Провести исчерпывающую консультацию о продукте, перечислив свойства, осветив плюсы и минусы, и проверить товар в действии;
- Произвести замену или возврат продукта, если это отвечает законодательству.
- Контролировать сроки годности товара, своевременно извлекая с витрин просроченные единицы. Если продукт с истекшим сроком попал к потребителю, продавец обязан вернуть деньги в полном объеме.

Защита прав продавца позволяет аргументировано и на законных основаниях, отстаивать интересы в общении с покупателем. Продавец имеет такие права:
- Отказ в возврате товара. Продавец имеет право отказать покупателю, если товар входит в список продуктов, не подлежащих возврату. Также продавец не примет вещь с явными следами использования, потерявшую товарный вид.
- Отложить решение об обмене на 7-20 дней для отправки вещи на экспертизу. Она проводится для того, чтобы выявить причину брака.
- Изъять у потребителя товар, купленный в рассрочку, если покупатель отказывается вносить полную стоимость.
- Отказать в обслуживании клиенту с аморальным поведением или в пьяном состоянии.
Какие нарушения встречаются в отношениях между продавцом и потребителем
Рыночная экономика подразумевает клиентоориентированный подход, именно поэтому покупатель имеет больше прав, чем продавец.
[stextbox id=»alert»]Однако существуют ситуации, когда именно представители продающей организации нуждаются в защите, поэтому существует внутренний устав, который регламентирует поведение покупателей внутри магазина. На основании этого документа можно отказать в обслуживании лицам в нетрезвом состоянии или с откровенно хамским поведением.[/stextbox]
Наиболее распространенные нарушения прав покупателя
- Продажа некачественного или просроченного товара.
- Отказ принять обратно вещь, купленную в магазине, даже если законодательно это необоснованно.
- Разница в ценах, указанных на ценниках и выбитых на чеке.
- Запрет на фото- и видеосъемку в магазине.
- Незаконное задержание и проверка личных вещей на выходе из магазина. Кроме сотрудников полиции никто не имеет проводить обыск без согласия человека.
Если представители продавца нарушают какие-либо права покупателей, они имеют право обратиться к администрации или в общество защиты потребителей.