Многие потребители не знают в полной мере всех своих прав и обязанностей. Ввиду этого нередко возникают некоторые неприятные ситуации в магазине, на рынке: покупателей заставляют платить за разбитые в супермаркете банки, убирать сумки в камеры хранения и т.п.
Правильно вести себя при возникновении таких случаев и не остаться «в дураках» позволит знание специальных законодательных актов.
Что говорит закон
[stextbox id=»alert»]Отношения между потребителем и продавцом регламентируются российским законодательством, а именно главой 30 Гражданского кодекса России и федеральным законом «О защите прав потребителей». [/stextbox]
В этих документах подробно раскрыта информация о том, какими правами и обязанностями обладают каждый из сторон сделки купли-продажи.
Кроме того, некоторые нюансы торговли отражены и в таких нормативных документах:
- Постановление Правительства России «Об утверждении правил комиссионной торговли непродовольственными товарами»;
- Письмо комитета РФ по торговле «О примерных правилах работы предприятия розничной торговли и основных требованиях к работе мелкорозничной торговой сети».
Вся представленная выше документация была разработана еще несколько десятилетий назад. Поэтому верно будет полагать, что имеющаяся в них информация несколько устаревшая и не совсем подходит для использования в условиях современных супер- и гипермаркетов.
Права и обязанности покупателя
Покупатель – человек, приобретающий некоторый товар либо услугу в целях личного применения. В законодательных актах прописаны его основные права, а именно он может требовать:
- Надлежащее качество товара. Предполагается, что покупаемая вещь/услуга должна оказаться пригодной для целей, которых она и предназначена.
- Безопасность приобретаемых предметов. Подразумевается, что купленный товар окажется абсолютно безопасным для жизни и здоровья граждан, безвреден для окружающей среды.
Например, колбаса с истекшим сроком годности, до сих пор реализуемая в магазине – прямое нарушение прав потребителей. И если покупатель приобретет такой товар, не заметив его испорченность, может потребовать вернуть потраченные деньги обратно.
Как защитить свои права потребителя — подробности в этом видео:
- Предоставления сведений о товаре. Значит, что до совершения покупки покупатель имеет право запросить все интересующие данные о предмете: его название, производителя, характеристики, стоимость и т. п. Причем информация должна быть достоверной.
Если после приобретения товара окажется, что продавец солгал, не договорил о недостатках, покупатель вправе вернуть покупку и получить свои кровные обратно. - Возместить ущерб. За несоблюдение своих обязательств на продавца возлагается некоторая ответственность, возможно и материальная. Она может быть определена как нормативными документами, так и составленным ранее сторонами сделки договором купли-продажи.
- Защитить свои интересы в суде. При открытом ущемлении прав потребителя, им может быть подан иск в суд для отстаивания своих интересов.
[stextbox id=»black»]Иногда права покупателя могут быть ограничены ввиду категории приобретенного товара. К примеру, нельзя вернуть обратно в магазин товары для личной гигиены, лекарственные препараты, нижнее белье.[/stextbox]
Но у покупателя есть не только права, но и некоторые обязанности. Главные из них:
- Принять предмет покупки. Этим он подтверждает, что товар является качественным, соответствующим описанию и имеющимся характеристикам.
- Заплатить за него. Как это будет совершаться: единоразово либо частями определяется договором между продавцом и покупателем.
Еще одна обязанность покупателя, пусть и редко применимая – внесение доплаты за вещь при ее обмене. Правило касается тех случаев, когда новый товар превышает стоимость ранее приобретенного и имеет иные свойства, характеристики и т. п.
При этом допускается выбор с его стороны: купить другой товар с доплатой либо просто вернуть покупку и потребовать деньги обратно.
На рынке
Рынок – одно из своеобразных площадок для отношений между продавцом и потребителем. Вне зависимости от того, что соблюдение некоторых требований законодательства здесь осложнено, в любом случае на осуществляемые сделки распространяется действие Гражданского кодекса России.
[stextbox id=»info»]Иными словами, потребитель на рынке обладает теми же правами, что и в супермаркете. Например, он может вернуть в течение 2 недель некачественный товар, попросить заменить его либо уменьшить стоимость. Причем отсутствие чека в этом случае большой роли не имеет – достаточно показаний свидетелей. [/stextbox]
Но лучше, конечно, еще в момент оплаты продукта запросить у продавца выдать чек, пусть и товарный, заполненный вручную.
О том, что многие не знают
Говоря о правах покупателя, конечно же, следует представить перечень наиболее часто встречающихся ситуаций, когда продавцы своими словами и поступками идут против имеющегося законодательства. Так, например:
- Покупатель не обязан оставлять свои личные вещи в камере хранения. Причем неважно каких оно габаритов и что в себе содержит. Единственное, администрация магазина может порекомендовать обернуть личную кладь бесплатными вакуумными пакетами.

- Администрация должна обеспечивать сохранность сданных в ящики хранения личных вещей. Нередко рядом с этими системами хранения можно встретить таблички типа «администрация не несет ответственности за сохранность вещей, оставленных в камерах хранения».
Однако согласно законодательству, еще как несут! Это утверждает Гражданский кодекс, а именно пункт 3 статья 891 данного нормативного документа. - Можно не платить за вещь, поврежденную в магазине.Если товар был испорчен из-за узких проходов между полками, скользкого пола, непрочной конструкции выставленных на полки продуктов – платить за разбитый товар потребитель не должен.
Продавцы утверждают иное? Пусть взыскивают должную сумму через суд. Но на практике дело до этого не доходит. - Покупатель вправе требовать выдачи сдачи в полном объеме. Продавец предлагает купить еще что-либо либо просит сходить разменять деньги, ссылаясь на отсутствие сдачи? Он нарушает требования письма Роскомторга!
Если нет желания «идти на поводу» у сотрудника магазина, можно потребовать у продавца найти деньги для размена самостоятельно. - Охранник магазина не имеет право досматривать покупателя и его личные вещи. Такие действия могут провернуть сотрудники полиции только в присутствии двух свидетелей и с составлением протокола досмотра.
- Покупатель вправе потребовать материальную компенсацию за полученную травму в магазине. Но такой вариант возможен только если неприятная ситуация возникла по вине магазина: мокрые полы и хлипкие конструкции –повод обращаться в суд.
Всегда ли прав потребитель? Смотрите видео:
- Потребитель имеет право оплатить стоимость товара по ценнику. После регистрации покупки обнаружилось, что стоимость на ценнике и цена на компьютере различается, причем не в выгодную для покупателя сторону?
Повод оплатить покупку по более низкой стоимости. - Покупатель имеет право вернуть в течение 2 недель даже товар надлежащего качества.Главное условие – он должен по-прежнему сохранять товарный вид и потребительские свойства.
С таким правилом можно обменять либо вернуть различные категории товара, но есть исключения, в числе которых:- Товары для личной гигиены;
- Медицинские препараты;
- Товары для ухода за малышами;
- Нижнее и постельное белье;
- Носки, чулки, колготки;
- Парфюмерия и косметика;
- Ткани;
- Провода, кабели;
- Стройматериалы, реализуемые на метраж;
- Бытовая химия;
- Ювелирные изделия;
- Бытовая мебель;
- Автомобили;
- Животные и растения;
- Бытовая техника с гарантией.
Права продавца
Не только за потребителями закреплены свои права и обязанности. Законодательными актами в достаточной мере охраняются и интересы продавцов.
Так, они имеют право:
- Не принимать покупку, которая входит в состав товаров, не подлежащих возврату.
- Проверять предмет возврата в течение 1-3 недель. Например, отправив его на экспертизу. И только по его результатам объявить решение о возврате потраченной суммы либо нет.
- Забрать товар у покупателя, приобретенный в кредит либо рассрочку, если он не выполнил условия договора – не оплатил покупку полностью в указанные сроки.
- Не обслуживать покупателя, обосновав свой отказ. Так, к примеру, во внутренних документах магазина может быть прописано право не продавать товар лицам, находящимся в сильном наркотическом либо алкогольном опьянении.
[stextbox id=»warning»]Конечно же, права продавцов несколько ущемлены по сравнению с потребительскими. А значит государство старается более защитить интересы именно покупателя.[/stextbox]
Права и обязанности сторон по договору купли-продажи
Договор купли-продажи – это документ, в котором отражаются все обязанности продавца и покупателя по отношению к покупке того или иного товара. Договор может быть составлен в устной или письменной форме. Первый вариант наиболее знаком для розничной торговли.
Вне зависимости в какой форме составлен документ, покупатель и продавец продолжают иметь свои права и обязанности. К примеру:
- Продавец за денежную оплату должен передать, а покупатель получить качественную вещь в указанные сроки и месте.
- До покупки потребитель вправе узнать достоверную информацию о товаре.
- Если после покупки обнаружится, что предмет испорчен/бракован – повод вернуть его продавцу и получить ранее оплаченные средства.
Как защитить свои права
Если покупатель считает, что его права как потребителя нарушены. Он может действовать по следующему алгоритму.

Как видно, сделать это можно несколькими способами. А потребителю остается самому выбрать, что окажется наиболее предпочтительным в его случае.
Отношения между продавцом и покупателем – обыденное дело, с которым сталкиваются люди практически каждый день. Именно поэтому никому не помешает знать все свои потребительские права и обязанности.